Что такое «интегрированное мероприятие»?
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций при изучении конкретных учебных тем и курсов.
Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе –интегрированные уроки с учетом норм и стандартов ГОС. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из редметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету, если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала, используя интерактивную доску.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большом объеме преподнести содержание дисциплин.
В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Если говорить об интеграции применительно к воспитанию, то можно сказать, что это слияние в одном мероприятии обобщенных знаний в той или иной области. Применительно к системе воспитания понятие «интеграция» может принимать 2 значения:
во-первых, это создание у учащихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель воспитания);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения различных знаний (здесь интеграция – средство воспитания). Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в воспитании.
В интегрированном мероприятии одной теме или идее подчиняются разные виды деятельности. Интегрированное мероприятии позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
• повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;
• рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;
• показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных мероприятиях дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки не только применяются детьми в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из редметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.
Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету, если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала, используя интерактивную доску.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большом объеме преподнести содержание дисциплин.
В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Если говорить об интеграции применительно к воспитанию, то можно сказать, что это слияние в одном мероприятии обобщенных знаний в той или иной области. Применительно к системе воспитания понятие «интеграция» может принимать 2 значения:
во-первых, это создание у учащихся целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель воспитания);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения различных знаний (здесь интеграция – средство воспитания). Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в воспитании.
В интегрированном мероприятии одной теме или идее подчиняются разные виды деятельности. Интегрированное мероприятии позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
• повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;
• рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;
• показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных мероприятиях дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки не только применяются детьми в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Методические рекомендации:
При планировании интегрированного мероприятия очень важно:
- Выявить общие направления и обозначить цель интегрированного мероприятия. Она должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний.
- Педагоги, которые готовят мероприятие (2-3 специалиста) должны четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это нужно помнить начинающим педагогам, не имеющим опыта сотрудничества.
- Следует обратить внимание на организацию интегрированного мероприятия: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски; продумать формы организации практической работы учащихся; заранее разложить раздаточный и рабочий материал.
- Не стоит забывать, что проведение интегрированного мероприятия требует от педагогов серьезной и тщательной подготовки. Педагоги должны строго соблюдать регламент, тщательно продумывать формы и методы работы. Такие мероприятия требуют от педагога умения импровизировать.
- Не следует злоупотреблять проведением интегрированных мероприятий. Частое использование данной формы мероприятия может привести к обратному результату – снижению познавательной активности воспитанников.
Формы интегрированных мероприятий:
Игра-путешествие, деловая игра, ролевая игра, практикум, конкурсы, викторины, театрализованные мероприятия, тренинги, вебинары, форумы.
Преимущества интегрированного мероприятия:
- Формирует целостную картину мира.
- Является источником нахождения новых связей между фактами в различных областях.
- Дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учащихся и педагога.
- Побуждает к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
- Побуждает к активному познанию окружающей действительности.
- Способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.
- Расширяет эрудицию учащихся.
- Развивает образное мышление учащихся.
- Снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разные виды деятельности.
- Формирует познавательный интерес учащихся.
- Развивает творческую активность детей, познавательный процесс: воображение, внимание, память, мышление, речь.
Подробнее с материалом можете ознакомиться по ссылке
Комментариев нет:
Отправить комментарий