МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


  
Доклад
на педагогический совет
на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ»


                                                                                                   Подготовила
 учитель биологии
Чурсина Т.А.



 Донецк, 2018


Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая детей слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза,
но не перегружайте их мозг.
Достаточно заронить в него искру,
огонь сам разгорится там,
где для него есть пища.
А.Франс

Определение результативности образовательной деятельности - важный фактор повышения качества образования.
Результативность - это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
В человеческой деятельности результативность ха­рактеризуется количеством и качеством продукции, эко­номичностью и эффективностью затраченных усилий на производство материальных или культурных ценностей.
В процессе обучения, с педагогической точки зрения, основным критерием результативности образовательной деятельности является уровень обученности школьников как степень усвоения и применение ими учебных дисциплин. С психологической позиции оценивать предлагается другую сторону обучения – восприятие, мышление, внимание, память, речь.
Понятно, что педагогическая и психологическая трактовки результативности  образовательной деятельности тесно взаимосвязаны. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются психолого-педагогическими.
Первый важный показатель — объем и качество знаний, т.к. знания со­ставляют основной фундамент человеческой культуры, на базе которого реализуется любая деятельность людей.
Практические умения и навыки — это второй важный показатель результативности, поскольку знания при­обретают реальное воплощение через умения и навыки деятельности.
Интеллектуальное развитие учащегося — третий пока­затель результативности. Приобретая знания, уме­ния и навыки, подрастающее поколение одновременно все полученные сведения учится систематизировать, обобщать, использовать для разнообразных практичес­ких целей.
При этом развиваются память, речь, мышление, внимание, т. е. совершенствуются все позна­вательные процессы – это четвертый показатель результативности образовательной деятельности.
Умение применять теорию на практике — пятый показатель результативности. Сами по себе знания и умения не имеют ценности, если в разнообразной прак­тической деятельности учащиеся не в состоянии их использовать. Применение знаний одновременно характе­ризует и качество их усвоения, и уровень развития интел­лекта школьника, и его практический опыт, сформиро­ванных умений и навыков.
Учебная мотивация – шестой показатель.  Социальная и познавательная мотивации определяют позитивное отношение к учению, его личностную значимость для ученика. Сформированная мотивация – одно из основных условий самостоятельного освоения школьниками необходимых знаний и умений.
Седьмой показатель - ценностные ориентации школьников - это устремления личности, представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности человека.
Последний, восьмой, показатель - удовлетворенность учеников и учителей различными сторонами образовательного процесса. Это интегративная характеристика успешности обучения, благоприятность психологической атмосферы, единство целевых установок, уровень отношений в коллективе. Удовлетворенность определяется и возможностью учеников и учителей самореализации в учебном процессе, включая востребованность творческого потенциала.


В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательной деятельности всегда остаются в центре внимания, так как они лежат в основе определения результативности педагогической деятельности.
Диагностика результативности образовательной деятельности педагога начинается с анализа достижений учащихся. Прежде, чем к ним прийти, педагог должен осознать:
- Какие цели он ставит, насколько они актуальны, перспективны, социально значимы, соответствуют предназначению сферы дополнительного образования. Не абстрактно-глобальные или узко-предметные, а ориентированные на комплексный учебно-воспитательный результат, достижимые и педагогически диагностируемые цели говорят о том, что высок уровень педагогической рефлексии: педагог осознает свое назначение, свою роль, видит перспективу и конечный результат.
- Каково содержание преподаваемого курса: насколько оно актуально, целесообразно, практически значимо для учащегося, многообразно и комплексно; насколько велик его развивающий, воспитательный потенциал; каковы принципы отбора данного содержания; насколько оно позволяет реализовать поставленные цели.
- Каков уровень организации педагогической деятельности, как связаны все ее направления, насколько она планомерна, систематична, диагностируема; каковы принципы организации педагогической деятельности и образовательного процесса; насколько многообразны и гуманны педагогические технологии и методики, насколько они соответствуют целям и содержанию образования, насколько грамотно применяются; насколько творчески подходит педагог к организации всей своей деятельности и образовательного процесса.
Определяя результаты педагогической деятельности, необходимо различать среди них:
- по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные (текущие), оперативные;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные, преднамеренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные непредусмотренные, непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): «целесообразные» и «нецелесообразные» (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);
- по зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи и ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и незначимые.
Оценка достижений учащихся должна быть обязательно соотнесена как с показателями квалификации педагога - имеющимся образованием (специальным или педагогическим), стажем работы (педагогическим или в предметной области), профессиональными достижениями и заслугами (аттестационная категория, награды, звания), - так и с уровнем профессиональной компетентности. Не всегда формальные показатели квалификации (дипломы, присвоенные категории и т.д.) соответствуют реальной компетентности работника. Иногда в проигрыше оказываются молодые или начинающие, хотя и не менее талантливые педагоги, которые в силу разных причин пока не имеют высоких квалификационных характеристик, но имеют уровень компетентности, достаточный для обеспечения соответствующих достижений обучающихся.
Возможна и другая ситуация: прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Именно эта стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.

Таким образом, результативность образовательной деятельности опреде­ляется конкретными показателями и является необходимым условием развития школы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий