17 способов случайного объединения учеников в группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно

Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой объединения учеников в группы: это воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.
Выбор способа объединения учеников в группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,
  1. по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  2. группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  3. группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  4. группы, объединенные по темпераменту членов;
  • Сложнее непредвзято объединить детей в группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Объединение детей случайным образом можно организовать множеством способов. 
  • Например: 
  1. по ряду парт в классе;
  2. по номеру варианта (I и II вариант);
  3. соседи по парте;
  4. по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  5. по половому признаку — мальчики, девочки;
  6. по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  7. по дате рождения (четное, нечетное число);
  8. по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  9. расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  10. по считалочке (например, на уроках английского языка);
  11. по жребию. В корзине могут находиться:
  • ·         листочки разного цвета — команды красных, желтых, зеленых;
    · предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и объединяются в группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    ·    геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    ·  изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    ·   изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    ·    названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    ·         а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
    ·     Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут объединиться в 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
    ·   Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
    ·         Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс объединяется в пары (должно быть четное число учеников).
    ·  Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет набраны команды.
    ·    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
    ·   Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

  • Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.
  • Больше информации по данному вопросу здесь http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5488 

Комментариев нет:

Отправить комментарий